21.
ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ
Тормозные
механизмы системы
барабанного типа с двумя внутренними колодками, диаметр тормозных барабанов
400 мм, ширина накладок 140 мм, суммарная площадь тормозных накладок 6300
см2 (кроме 4326). Передние тормозные камеры
— диафрагменные, типа 24, задние—типа 20/20.
Привод
рабочих тормозных систем
— пневматический, раздельный. Количество
ресиверов 5, общим объемом 100 л.
Номинальное
давление в пневмоприводе (6,5—8,0 кгс/ см2).
Управление
рабочими тормозными системами автомобиля
осуществляется двухсекционным краном с приводом от педали.
Ход
штоков тормозных камер регулируйте в случае превышения величины 40 мм. В зависимости
от хода штока меняется зазор в тормозных механизмах между тормозной накладкой
и барабаном. Величину зазора проверяйте щупом через контрольные отверстия
(рис. Регулирование зазора в тормозных механизмах). При этом тормозные барабаны
должны быть холодными, а стояночная тормозная система выключена.
Регулируйте зазор
при вывешенном колесе поворотом
оси / червяка регулировочного рычага, предварительно ослабив пробку-фиксатор
на один-два оборота. Поворачивая ось червяка, установите величину хода
штока тормозной камеры 20 мм. Необходимо, чтобы штоки правых и левых камер
на каждом мосту имели по возможности одинаковый ход (разница не более 2—3
мм) для получения одинаковой эффективности торможения правых и левых колес.
Сливайте ежедневно
по окончании работы конденсат из ресиверов. Давление сжатого воздуха в пневмоприводе
при этом должно быть номинальным. Краны слива конденсата откройте, отведя
в сторону толкатель за кольцо. Не тяните шток вниз и не нажимайте его вверх.
После слива конденсата доведите давление сжатого воздуха в пневмоприводе до
номинального.
Положение
тормозной педали относительно
пола кабины регулируйте согласно Схеме
установки педали на тормозной кран. Регулировкой установочного и регулировочного
болтов необходимо обеспечить положение площадки педали под углом 35° ±2° и
свободный ход педали 10-15 мм. Установочный болт зафиксировать контргайкой,
регулировочный болт перед регулировкой покрыть герметиком
УГ7.
Конструкция
пневмопривода тормозных механизмов автомобиля предусматривает возможность
экстренного растормаживания при горизонтальном положении рукоятки крана управления
стояночной и запасной тормозными системами независимо от степени заполненности
ресиверов воздухом. Таким образом, возможно начинать движение после того,
как погаснет контрольная лампа стояночной тормозной системы. Следует помнить,
что при отсутствии воздуха в ресиверах (показания манометра) рабочая тормозная
система не действует и торможение нужно проводить ручным тормозным краном.
Кроме того, при отсутствии сжатого воздуха в пневмосистеме автомобиль можно
растормозить с помощью винтов механизма аварийного растормаживания, которые
встроены в цилиндры пружинных энергоаккумуляторов.
УСТРАНЕНИЕ
НЕИСПРАВНОСТЕЙ
Причиной
неисправности тормозной системы могут быть утечки сжатого воздуха в пневмоприводе
из-за негерметичности соединений трубопроводов и гибких шлангов. О негерметичности
контуров пневмопривода сигнализируют светящиеся лампы предупредительных сигналов
на щитке приборов и зуммер. При достижении давления в контурах выше 450— 550
кПа (4,5—5,5 кгс/ см2) лампы должны погаснуть, и одновременно должен
прекратить звучание зуммер. Время заполнения ресиверов сжатым воздухом до
номинального давления не должно превышать 8 мин при частоте вращения коленчатого
вала двигателя 2600
мин-1.
Герметичность
пневмопривода проверяйте при номинальном давлении, включенных потребителях
сжатого воздуха и неработающем двигателе. Места большой утечки воздуха определяйте
на слух. Незначительные утечки можно определить, покрывая соединения трубопроводов
мыльной эмульсией.
При
поиске неисправностей пользуйтесь Схемой
пневматического привода тормозных систем, на которой условно изображены
тормозные аппараты и трубопроводы, соединяющие их.
Обозначение
позиций на схемах пневматического тормозного привода:
1
- тормозные камеры типа 24;
2
(А, В, С) - контрольные выводы;
3
- пневмоэлектрический выключатель элетромагнитного клапана прицепа;
4
- кран управления вспомогательной тормозной системой;
5
- двухстрелочный манометр;
6
- компрессор;
7
- пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя;
8
- водоотделитель;
9
- регулятор давления;
11
- двухмагистральный перепускной клапан;
12–4-х
контурный защитный клапан;
13
- кран управления стояночной тормозной системой;
14
- теплообменник;
15
- двухсекционный тормозной кран;
16
- выключатели сигнализатора сигнала торможения;
17
- пневмоцилиндры привода заслонок механизма вспомогательной тормозной системы;
18
- ресивер контура I;
19
- ресивер потребителей;
20
- выключатель сигнализатора падения давления;
21
- ресивер контура III;
22
- ресиверы контура II;
23
- кран слива конденсата;
24
- тормозные камеры типа 20/20 с пружинными энергоаккумуляторами;
25,
28 - ускорительные клапаны;
26
- клапан управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом;
27
- выключатель сигнализатора стояночной тормозной системы;
29
- клапан управления тормозными системами прицепа с однопроводным приводом;
30
- автоматические соединительные головки;
31
- соединительная головка типа А; R - к питающей магистрали двухпроводного
привода; Р - к соединительной магистрали однопроводного привода; N - к управляющей
магистрали двухпроводного привода;
31-
датчик падения давления в ресиверах I
контура;
32-
датчик падения давления в ресиверах II
контура;
33-датчик
стоп- сигнала;
34-кран
экстренного растормаживания.