10.
ДВИГАТЕЛЬ
При
СТО необходимо
снимать турбокомпрессор с двигателя для очистки внутренних поверхностей
от отложений и промывки в дизельном топливе. При этом надо проверить целостность
лопаток и отсутствие погнутостей. Лопатки надо очищать волосяной щеткой.
Рекомендуемые режимы
работы двигателя с турбонаддувом.
1. При движении на затяжных
подъемах и в горных условиях необходимо выбирать такой режим работы двигателя,
чтобы не допустить падения оборотов ниже 1200-1600 мин-1.
2. Во избежание подсоса
масла из турбокомпрессоров и попадания его в цилиндры двигателя и на проточные
части компрессора и турбины НЕ ДОПУСКАЙТЕ длительной работы двигателя
в режиме холостого хода. Это приводит к закоксовыванию поршневых колец,
загрязненности проточной части компрессора и нагарообразованию на проточной
части турбины.
При вынужденной работе
двигателя на оборотах холостого хода (прогрев, накачка воздуха в ресиверы
тормозной системы и т.п.) необходимо поддерживать частоту вращения 1200-1600
мин-1.
3. Перед остановом двигателя
после работы под нагрузкой обязательно проработайте не менее трех минут
в режиме холостого хода во избежание перегрева подшипников турбокомпрессора
и закоксовывания узла уплотнения ротора.
Резкий останов двигателя
после работы под нагрузкой КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
Дополнительно к регламентным
работам по техническому обслуживанию указанным в Сервисной книжке:
-
при ежедневном техническом обслуживании (ТО) проверить отсутствие течи
из масляной магистрали турбокомпрессора;
-
при сервисе 1 и 2 проверять на слух работу турбокомпрессоров, легкость
вращения роторов, крепление;
- при сезонном ТО
очищать турбокомпрессоры.
ПРОВЕРКА
И РЕГУЛИРОВАНИЕ УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ВПРЫСКА ТОПЛИВА
1.
Выключите подачу топлива.
2.
Снимите крышку люка в нижней части картера сцепления и ломиком из комплекта
инструмента через люк проверните маховик до совмещения меток (см. рисунки
) на корпусах топливного насоса высокого давления и автоматической муфты опережения
впрыскивания топлива.
3.
Проверните маховик на пол-оборота против хода вращения (по часовой стрелке).
4.
Опустите фиксатор маховика и проверните маховик по ходу вращения до его фиксации
(см. рис: Фиксатор маховика).
Если в этот момент все метки совместились, то угол опережения впрыскивания
установлен правильно, фиксатор поднимите.
5.
Если метки не совместятся:
-
ослабьте верхний болт ведомой полумуфты привода, проверните маховик по ходу
вращения (против часовой стрелки), ослабьте второй болт;
-
опустите фиксатор и поверните маховик по ходу вращения до фиксации;
- медленно проворачивайте муфту за фланец
ведомой полумуфты по ходу вращения до совмещения меток. Закрепите верхний
болт полумуфты привода, поднимите фиксатор, проверните маховик и закрепите
второй болт.
6.
Проверьте правильность установки угла опережения впрыскивания, как указано
в п.
4.
ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВАНИЕ
ТЕПЛОВЫХ ЗАЗОРОВ В МЕХАНИЗМЕ
ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ
Проверяйте тепловые зазоры
на холодном двигателе не ранее чем через 30 мин после останова в таком порядке:
1. Выключите подачу топлива.
2. Снимите крышки головок цилиндров,
не повредив прокладки.
3.
Проверьте затяжку
болтов крепления головок цилиндров. Предельный момент затяжки болтов 186—
206 Н- м (19—21 кгс- м) проверяйте в порядке возрастания номеров от 1 к —
4 ( см. рис. Последовательность проверки
затяжки болтов головки блока), при необходимости подтяните.
4.
Оттяните фиксатор смонтированный на картере маховика, поверните его на 90°
и установите в нижнее положение.
5.
Снимите крышку люка в нижней части картера сцепления (для проворота маховика
ломиком).
6.
Проворачивая коленчатый вал по ходу вращения, установите его в такое положение,
при котором фиксатор под действием пружины войдет в зацепление с маховиком.
Метки на торце корпуса ТНВД и муфте опережения впрыскивания топлива в приводе
топливного насоса высокого давления должны совпадать (см рисунки Установка угла опережения впрыска топлива на двигателе 7403.10, Установка
угла опережения впрыска топлива на двигателях 740.11-240 и 740.14-300 и Установка
угла опережения впрыскивания топлива на двигателе 740.13-260). Это
положение коленчатого вала соответствует началу подачи топлива в первом цилиндре.
7. Если метки не совпадают, необходимо,
выведя фиксатор из зацепления с маховиком, провернуть коленчатый вал на один
оборот, при этом фиксатор должен вновь войти в зацепление с маховиком. Проворачивать
коленчатый вал нужно ломиком, вставляя его в отверстия, расположенные по периферии
маховика. Поворот маховика на угол, равный промежутку между двумя соседними
отверстиями, соответствует повороту коленчатого вала на 30°. Оттяните фиксатор,
преодолев усилие пружины, поверните его на 90° и установите в верхнее положение.
поверните коленчатый вал на угол 60°, установив его тем самым в положение I. В этом положении
клапаны регулируемых цилиндров (первого и пятого) закрыты (штанги указанных
цилиндров должны легко проворачиваться от руки).
8.
Проверьте динамометрическим ключом момент затяжки гаек крепления стоек коромысел
регулируемых цилиндров. Он должен быть в пределах 41,2—53 Н.м (4,2—5,4кгс.м);
проверьте щупом зазор между носками коромысел и торцами клапанов регулируемых
цилиндров. Если они не укладываются в указанные выше пределы, их надо отрегулировать;
для регулировки зазора необходимо ослабить контровочную гайку регулировочного
винта, вставить в зазор щуп нужной толщины и, вращая винт отверткой, установить
требуемый зазор.
9.
Придерживая винт отверткой, затяните гайку и проверьте величину зазора (см.
рис. Проверка зазора клапана).
Щуп толщиной 0,25 мм для впускного клапана(передние клапаны правого ряда головок)
и 0,35 мм для выпускного клапана (передние клапаны левого ряда головок)должен
проходить свободно, а толщиной 0,30 мм для впускного и 0,40 мм для выпускного
— с усилием. Момент затяжки регулировочного винта должен быть равен 33—41
Н.м (3,4—4,2 кгс.м).
10. Дальнейшую регулировку зазоров в клапанном
механизме следует производить попарно в цилиндрах 4-м и 2-м (II положение),
6-м и 3-м (III положение), 7-м и 8-м (IV положение), поворачивая коленчатый
вал каждый раз на 1800.
11
Пустите двигатель и послушайте его работу, При правильно отрегулированных
зазорах не должно быть стука в
механизме газораспределения.
12. Установите крышки люка картера сцепления
и головок цилиндров.
РЕЖИМ РАБОТЫ
ГИДРОМУФТЫ ПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА
Включатель
гидромуфты обеспечивает три режима работы:
1.
Автоматический (положение А)— вентилятор включается автоматически при повышении
температуры охлаждающей жидкости на входе в двигатель до 85—90 °С.
2.
Вентилятор отключен (положение 0}. При этом крыльчатка может вращаться с небольшой
частотой под действием сил трения, возникающих при вращении подшипников и
манжеты.
3. Вентилятор включен постоянно (положение
П) При этом вентилятор вращается постоянно с частотой, приблизительно равной
частоте вращения коленчатого вала, независимо от температуры охлаждающей жидкости
. Основной режим работы гидромуфты — автоматический. При отказе включателя
гидромуфты в автоматическом режиме (характеризуется перегревом двигателя)
включите гидромуфту в положение П и при первой возможности устраните неисправность
включателя.
ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЯ
Очищайте фильтрующий элемент воздухоочистителя
продувкой или промывкой не более шести раз.
Продувка целесообразна в случае
загрязнения фильтрующего картона пылью без сажи. Продуйте фильтрующий элемент
сухим сжатым воздухом (см. рисунок) под давлением не более 300 кПа (3 кгс/
см2) до полного удаления пыли.
При наличии налета пыли на внутренней
стороне фильтрующего элемента, а также при наличии разрывов или других сквозных
повреждений картона замените фильтрующий элемент.
Промывка (не более трех раз), применяется
при загрязнении фильтрующего картона пылью, сажей, маслом. топливом.
Промывайте фильтрующий элемент 25—30 мин
в теплом (40— 50 °С) водном растворе моющих средств, приготовленном из расчета
10—25 г бытового стирального порошка на 1 л воды. Окончательно промойте фильтрующий
элемент в чистой воде и просушите его горячим (не более 50 °С) воздухом.
Проверяйте герметичность впускного тракта
от воздухоочистителя к двигателю при помощи заглушки (см. рис. Проверка
герметичности воздушного тракта). в таком порядке:
1. Установите корпус 8 заглушки в корпус
4 воздухоочистителя и закрепите гайкой, используя плоскую шайбу с паронитовой
или резиновой прокладкой 7.
2. Разместите дымообразующий материал,
например, промасленную ветошь, в скобе 5 горловины и подожгите ее, с началом
интенсивного дымообразования вставьте скобу в горловину и плотно закройте
крышкой 6. Заполните систему воздухом.
3. Источником сжатого воздуха могут служить
ручной шинный насос, пневмосистема автомобиля или промышленная сеть сжатого
воздуха с давлением, не превышающим 0,8 МПа (8 кгс/см3). Сжатый
воздух из ресивера автомобиля или промышленной сети подводится через соединительный
патрубок 3 и регулятор 2 давления, который автоматически понижает давление
до 0,01—0,02 МПа (0.1—0,2 кгс/см').
При отборе сжатого воздуха от ресиверов
автомобиля КамАЗ можно использовать шланг для накачки шин, который подсоединяется
к регулятору давления через переходник 1.
Места неплотностей определяйте по выходящему
дыму. Если дым не выходит в течение 3 мин, то впускной тракт герметичен. Разгерметизация
системы впуска воздуха и подсос неочищенного воздуха сокращают срок службы
двигателя в десятки раз.
Очистку бункера проводите по
показаниям индикатора засоренности воздухоочистителя.
Индикатор
засоренности воздухоочистителя установлен в кабине на панели приборов.
Для
повышения эффективности очистки воздуха, поступающего в двигатель, и увеличения
ресурса фильтрующего элемента предусмотрена установка предочистителя в воздухоочиститель.
Для восстановления работоспособности предочистителя
снимите его с фильтрующего элемента и выстирайте в теплом (40—50 °С) водном
растворе нейтральных моющих средств с последующим прополаскиванием в чистой
воде. Сушите воздухом с температурой не выше 60 °С При температуре окружающего
воздуха выше О °С допускается установка влажного предочистителя, при этом
частота вращения коленчатого вала двигателя в течение 10—15 мин не должна
превышать 1000 мин-1.
Очищайте
запыленный предочиститель, без копоти и сажи, встряхиванием или продувкой
сжатым воздухом.
ЗАМЕНА
ФИЛЬТРУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ ФИЛЬТРА ОЧИСТКИ МАСЛА
Заменяйте
фильтрующие элементы фильтра очистки масла при сервисе 2 или по сигналу
индикатора засоренности в таком порядке:
Для
двигателей 7403.10:
1.
Выверните пробки 1 (см. рис. Фильтр очистки масла) сливных отверстий
и слейте масло.
2.
Выверните болты 2 крепления колпаков фильтра и снимите колпаки вместе с элементами.
3.
Выньте фильтрующие элементы.
4.
Промойте колпаки фильтра дизельным топливом.
5. Замените фильтрующие
элементы, залейте в каждый колпак по 1 л чистого моторного масла и соберите
фильтр.
Для
двигателей 740.11:
1.
Выверните сливные пробки на обоих колпаках и слейте масло в емкость;
2 .Отверните колпаки "от руки" или специальным
ключом за ребра, или ключом S=27 за бобышку;
3.
Выньте элементы из колпаков;
4.
Промойте дизельным топливом внутреннюю полость колпаков;
5. Установите новые фильтроэлементы: полнопоточный
- в большой колпак (ближе к вентилятору), частичнопоточный - в меньший (фильтроэлементы
не взаимозаменяемые); рекомендуется при обслуживании использовать фильтроэлементы:
7405.1012040 (полнопоточный) и 7405.1017040 (частичнопоточный), изготавливаемые
предприятиями, имеющими официальное заключение ОАО "КамАЗ" на поставку
в запасные части (см. рис. Фильтр масляный с теплообменником).
Фильтроэлементы двигателей моделей 740.10 и 740.11 не взаимозаменяемые. Далее залейте в каждый колпак по 1 л чистого
моторного масла, и, завернув колпаки в корпус "от руки" или ключом моментом 20-30 Н.м
(2-3 кгс.м), соберите фильтр.
Для
двигателей любых моделей:
6.
Долейте масло до отметки «В» измерительного щупа (см. рис. Проверка уровня масла в картере двигателя) через маслозаливную
горловину.
7.
Проверьте, нет
ли течи масла в соединениях фильтра при работающем двигателе. При обнаружении
подтекания подтяните болты крепления колпаков.
Если
течь по уплотнению колпаков не устраняется, замените уплотнительные прокладки
между колпаком и корпусом фильтра.
8.
Пустите двигатель и дайте ему поработать 5 мин на малой частоте вращения,
после останова двигателя: через 4—5 мин долейте масло до отметки «В».
ПРОМЫВКА РОТОРА ЦЕНТРОБЕЖНОГО ФИЛЬТРА
Промывайте ротор центробежного фильтра
при замене масла в системе смазки (для двигателя 7403.10) в таком порядке:
1. Отверните гайку колпака фильтра и снимите
колпак.
2. Поверните ротор вокруг оси
так, чтобы стопорные пальцы вошли в
отверстия ротора.
3. Отверните гайку крепления колпака ротора,
снимите его.
4. Проверьте затяжку гайки
крепления ротора на оси. Момент затяжки гайки 80—90 Н- м (8—9 кгс- м), при обслуживании
ротор не снимайте.
5. Удалите осадок из колпака ротора и
промойте его дизельным топливом.
6. Проверьте состояние уплотнительного
кольца колпака ротора, при необходимо