Электрооборудование состоит
из следующих систем: электроснабжения, пуска двигателя и ЭФУ, световой сигнализации,
наружного и внутреннего освещения, контрольно-измерительных приборов, отопления,
вентиляции и звуковой сигнализации, дополнительного электрооборудования и
стеклоочистки, включения блокировки дифференциала и заднего противотуманного
фонаря.
На
вкладыше приведена принципиальная схема электрооборудования автомобиля.
Аккумуляторные
батареи:две,
6СТ 190-ТР или 6СТ 190-А, каждая
напряжением 12 В и емкостью 190 Ач,заправлены
водным раствором аккумуляторной серной кислоты — электролитом.
Плотностьзаправляемого
электролита в батареях подбирается в зависимости от климатических условий
эксплуатации.
В
процессе эксплуатации разряженность батарей можно определить по плотности
электролита, пользуясь таблицей. Батареи, разряженные на 50% (в холодный период
времени на 25%), эксплуатировать нельзя. Такие батареи снимите с автомобиля
на подзарядку.
Уровень
электролитадолжен
доходить до нижней кромки заливной горловины в каждом аккумуляторе. Если уровень
ниже нормального, то восстановите его доливкой дистиллированной воды.
В
холодный период времени года воду доливайте непосредственно перед пуском двигателя.
Это позволит избежать замерзания воды.
Если
Вы уверены, что уровень понизился из-за выплескивания или утечки электролита
из аккумуляторов, то восстановите уровень доливкой электролита той же плотности,
что в аккумуляторах.
В
жаркий период времени проверяйте уровень электролита чаще, чем обычно.
Наблюдая
за изменением уровня электролита, если нет его утечки, можно ориентировочно
судить о зарядном напряжении генератора.
Если полностью отсутствует
расход воды, то это верный признак пониженного зарядного напряжения, аккумуляторы
постоянно недозаряжены.
Если
же расход воды очень большой, то идет значительный перезаряд, в результате
уменьшается срок службы аккумуляторов.
Для
хранения снимите аккумуляторные батареи с автомобиля (если эксплуатация автомобиля
прекращается более, чем на 1 месяц), полностью зарядите и держите, по возможности,
в сухом прохладном помещении при температуре не выше 0°С. Минимальная температура
при хранении не должна быть ниже минус 30°С.
Не
храните батареи в разряженном состоянии, так как это приведет к сульфатации
пластин и к полной потере работоспособности батареи. Поэтому ежемесячно проверяйте
плотность электролита и, при необходимости, подзаряжайте батареи.
Плотность
электролита при 25 °С, г/см3
Климат
Плотность
электролита в батареях
заряженных
разряженных
на 25%
разряженных
на 50%
Умеренный
1,28
1,24
1,20
Тропический
1,22
1,18
1,14
Стартер
СТ 142-Б1,мощностью
8,2 кВт (11,15 л. с.) с дистанционным управлением.
Генераторная
установка (двух
типов, в зависимости от комплектации):
-
типа 6562.3701, переменного тока,
с бесконтактным регулятором напряжения 2712.3702, номинальная мощность 2000
Вт, номинальное напряжение 28 В, выпрямленный ток 72 А (для КамАЗ-53229, отдельных
комплектаций КамАЗ-65115);
-
типа Г 273-В, переменного
тока, со встроенным выпрямительным блоком БПВ 24-45 и интегральным регулятором
напряжения Я 120-М-1, номинальная мощность 800 Вт, номинальное напряжение
28 В, выпрямленный ток 28 А (для
КамАЗ-55111, отдельных комплектаций КамАЗ-65115).
Предупреждения:
1.
Не подсоединяйте и не отсоединяйте штепсельные разъемы и плюсовой вывод генератора
при работающем двигателе и включенных аккумуляторных батареях, а также не
пускайте двигатель при отсоединенном плюсовом проводе генератора.
2.
Не проверяйте исправность генератора замыканием выводов «+», «Ш» и «—».
3.
Не проверяйте исправность схемы электрооборудования и отдельные провода мегаомметром
или лампой, питаемой напряжением выше 36 В, при неотключенном генераторе.
4. Во избежание
выхода из строя регулятора напряжения при подзарядке аккумуляторных батарей
от внешнего источника обязательно отключите батареи от сети автомобиля.
5.
При мойке двигателя защищайте генератор от попадания на него воды.
Для
регулирования ближнего света фар
установите автомобиль (без нагрузки,
с номинальным давлением в шинах) перпендикулярно экрану (см. рисунок) так,
чтобы плоскость симметрии автомобиля совпадала с линией IIIна
экране, на равном расстоянии от которой должны быть линии II и VI, расстояние
между которыми равно расстоянию между центрами регулируемых фар. Расстояние
Iот
экрана до центров наружной поверхности рассеивателей фар составляет 10м,а
расстояние Н-150мм. Включите ближний свет фар и установите световое пятно
так, чтобы верхняя горизонтальная граница света проходила по линии А-А, проходящей
на расстоянии Hниже
линии Iвысоты
центров фар, а наклонные ограничительныелинии исходили из точек пересечения линий II
и IVcлинией
А-А.
L(м)
Н(мм)
10±0,05
150
7,5±0,03
112,5
5±0,025
75
Направление
света регулируйте винтами вертикального 2 и горизонтального 1 регулирования
(см. рис. Фара головного света).
Натяжение
ремней(см.
рис. Натяжение ремнейпривода генератора) привода
генератора должнообеспечивать
прогиб наибольшей ветви на 15—22 мм при нажатии на ремень с усилием 40 Н (4
кгс).
Для
регулирования натяжения ремней ослабьте гайки болтов крепления передней и
задней лап генератора. Отклонив генератор вверх, обеспечьте номинальное натяжение
ремней, затяните гайки и болты.
При
выходе из строя одного из ремней заменяйте оба ремня комплектно с разницей
в длине не более 3 мм.
УСТРАНЕНИЕ
НЕИСПРАВНОСТЕЙ
Если
перестал работать какой-либо потребитель, то прежде всего определите исправность
его предохранителя. Если предохранитель сработал, то определите в цепи место
короткого замыкания проводов на массу автомобиля. Проверяйте цепь по направлению
от предохранителя к потребителю. Короткое замыкание возможно в местах крепления
проводов скобами, у острых металлических кромок, а также около неизолированных
наконечников проводов. После устранения короткого замыкания замените предохранители.
Возможен
также обрыв в цепи. Место обрыва ищите как обычно, методом шунтирования или
контрольной лампой, питаемой напряжением не более 36 В, двигаясь по направлению
к источнику тока. Если при шунтировании всего участка цепи потребитель не
работает, проверьте надежность соединения его с массой. Устраняя обрыв проводов,
сращивайте их, скручивая жилы проводов с последующей опайкой, или заменяйте
их новыми соответствующего сечения и длины, затем изолируйте.
При
замене перегоревших ламп учитывайте их тип и мощность, которые указаны в таблице
применяемых в автомобиле ламп.
Не
подсоединяйте и не отсоединяйте штепсельные разъемы и плюсовой вывод генераторной
установки при работающем двигателе и включенных аккумуляторных батареях, а
также не пускайте двигатель при отсоединенном от генератора плюсовом выводе.
Не
проверяйте исправность генераторной установки путем замыкания выводов + ,
В и О перемычками на массу и между собой.
Не
соединяйте вывод Ш щеткодержателя, доступ к которому открыт через окно в кожухе
щеткодержателя, с выводами + генератора, В щеткодержателя. Это ведет к выходу
из строя регулятора.
При
мойке автомобиля защитите генератор от попадания в него воды.
Во
избежание ослабления и нарушения контактов не рекомендуется без надобности
рассоединять штекерные соединения.
Осенью при проведении
СТО необходимо очистить внутреннюю полость резиновых колпачков и смазать штекерные
соединения токопроводящей смазкой ВНИИНП-510 (ТУ 38.401276-79) или смазкой
Литол-24 (ГОСТ 21150-87).