11. СИСТЕМА ОБЛЕГЧЕНИЯ
ПУСКА ХОЛОДНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ЭФУ) И ПРЕДПУСКОВОЙ ПОДОГРЕВАТЕЛЬ 15.8106.
В холодный
период года пуск двигателя осуществляется с применением электрофакельного
устройства или предпускового подогревателя. Предельные температуры
надежного пуска холодного двигателя и время подготовки двигателя к принятию
нагрузки при этой температуре приведены в таблице.
Электрофакельное
устройство (ЭФУ) служит для облегчения пуска двигателя при температуре окружающего
воздуха от минус 5 до минус 20 °С.
Параметры
Без применения
ЭФУ
С применением
ЭФУ
С предпусковым
подогревателем
Предельная
температура надежного пуска, °С,
не выше
минус 10
минус 22
минус 45
Время
подготовки двигателя к принятию нагрузки, мин, не более
8
10
36
Вязкость
(сорт) моторного масла, мм/с, (сСт)
4000
6000
зимнее,
класс 8 ГОСТ 17479.1-85
Топливо
по ГОСТ 305-82
дизельное
З минус 35
дизельное
З минус 45
дизельное
А
ПРОВЕРКА
РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЭФУ
1.
Проверьте исправность контрольной лампы ЭФУ на панели приборов в кабине (см. рис. Панель приборов) нажатием кнопки контроля.
2.
Определите время от момента включения ЭФУ до загорания контрольной. лампы.
Для первого включения ЭФУ оно должно быть:
—
при положительной температуре воздуха - 50..70 с;
—
при отрицательной температуре воздуха — 70—110 с.
При
повторном включении ЭФУ время до загорания контрольной лампы сокращается.
3.
Проверьте наличие факела пламени во впускных трубопроводах на ощупь, по нагреву
коллекторов рядом со свечами. При отказе одной из свечей ЭФУ неработоспособно.
Предпусковой подогреватель модели
15.8106 предназначен для разогрева холодного двигателя и автоматического поддержания
теплового состояния двигателя и кабины, независимо от работы дизельного двигателя.
Эксплуатация
подогревателя осуществляется при температуре окружающего воздуха от минус
50°С до
плюс 65°С
при относительной влажности до 80% при температуре 15°С.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.
При пользовании подогревателем следует помнить, что нарушение правил эксплуатации
подогревателя или его неисправности могут послужить причиной пожара.
2.
Использование подогревателя при незаполненной системе охлаждения двигателя
категорически запрещается.
3.
Запрещается включение подогревателя без топлива.
4.
Запрещается выключение подогревателя до окончания цикла продувки разрывом
цепи электродвигателя вентилятора.
5.
При работающем подогревателе запрещается открывать горелку.
6.
Открывание горелки допускается только после отключения электропитания подогревателя
и окончания цикла продувки, о чем свидетельствует остановка электродвигателей
насоса и вентилятора. При закрывании горелки необходимо надежно затянуть гайки
на откидных болтах.
7.
При частой езде по загрязненным дорогам необходимо регулярно прочищать патрубки
поступления воздуха для горения и для выхода отработанных газов. В летнее
время систему воздухозабора желательно закрыть.
8.
В местах заправки автомобиля топливом подогреватель должен быть отключен.
9.
При выполнении электросварочных работ на автомобиле необходимо разъединить
шестиштекерную колодку на блоке управления подогревателя (для защиты электронного
блока управления).
10.
"Минус" электропитания подогревателя должен непосредственно соединяться
с минусовой клеммой аккумуляторной батареи, но не через выключатель "массы".
11.
Запрещается эксплуатация подогревателя с неисправностями, вызывающими пожарную
опасность.
12.
Автомобиль, оборудованный подогревателем, должен иметь огнетушитель.
13.
Запрещается работа подогревателя в закрытых невентилируемых помещениях.
14.
После окончания работы закрыть топливный кран.
ТЕХНИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
Модель
15.8106-01
Теплопроизводительность
кВт (ккал/ч)
11,6
(10000)
Топливо
дизельное
Расход
топлива, кг/ч
1,25
Номинальное
напряжение, В
24
Рабочее
напряжение, В
20-30
Потребляемая
мощность (без насоса), Вт
70
Насос
электрический циркуляционный
мод.35.3730
Производительность
насоса при противодавлении 0,015
МПа, л/час, не менее
1600
Номинальное
напряжение, В
24
Потребляемая
мощность, Вт, не более
46
Подогреватель
устанавливается на передней поперечине рамы и состоит из теплообменника 19
(рис. Предпусковой подогреватель)
и откидывающейся горелки.
Теплообменник
сварной с "рубашкой", внутри которой циркулирует подогреваемая жидкость
- теплоноситель. Внутрь теплообменника вставлена камера сгорания с завихрителем
20. На наружной трубе теплообменника приварены патрубки 24, 25 входа и выхода
подогреваемой жидкости, патрубок 23 для выхода отработавших газов.
На
теплообменнике под кожухом установлены термопредохранитель 29 и датчики температур
30 и 31, которые контролируют температуру жидкости в системе подогревателя
и кабины автомобиля.
Датчик
30 контролирует температуру жидкости от (48±5)°С до (70±3)°С, датчик
31 - от (40±3)°С до
(30±5)°С (поддерживает
тепловой режим в кабине автомобиля).
Термопредохранитель
отключает подогреватель при достижении максимально допустимой температуры
жидкости в теплообменнике (103±5)°С (при выходе из строя датчика 30, отсутствия воды в системе
и т.д.).
Горелка
состоит из вентилятора 5, топливного насоса 8, форсунки 11, электромагнитного
клапана 9, индикатора пламени 15 и двух электродов зажигания 12. Горелка служит
для создания факела и обеспечения необходимого теплового режима подогреваемой
среды.
Вентилятор
с пластмассовой крыльчаткой и электродвигателем 2 постоянного тока предназначен
для создания потока воздуха.
Топливный
насос 8 шестеренный, предназначен для подачи топлива к форсунке под давлением.
Привод насоса отэлектродвигателя
2 через зубчатую передачу 7. Форсунка 11 распыляет подаваемое топливо. Для
повышения надежности работы форсунки перед распылителем устанавливается фильтр
из спеченной бронзы.
Электромагнитный
клапан 9 управляет подачей топлива от топливного насоса к форсунке по команде
блока управления в зависимости от режимов работы подогревателя.
Индикатор
пламени 15 установлен на диске 16 в непосредственной близости от форсунки
и пламени и подает команды на источник высокого напряжения, включая и выключая
его.
Два
электрода зажигания 12 расположены перед форсункой и обеспечивают розжиг подогревателя
за счет искры между ними, образующейся при подаче высокого напряжения от источника
28 питания.
Горелка
закреплена к теплообменнику откидными болтами и обеспечивает доступ к ее элементам
при монтаже и обслуживании. Горелка защищена пластмассовым кожухом, на котором
закреплен источник 28 высокого напряжения и всасывающий патрубок 3 для забора
воздуха.
Установка
электродов зажигания осуществляется по шаблону, как показано на рис. Установка электродов зажигания по шаблону.
Циркуляционный
насос установлен на передней поперечине и предназначен для прокачивания охлаждающей
жидкости через подогреватель.
Схема
подключения подогревателя к системе охлаждения двигателя и отопления кабины
(см. рисунок) позволяет оптимально использовать тепловую энергию подогревателя
за счет создания различных контуров циркуляции теплоносителя.
При
работе подогревателя топливо насосом подается под давлением форсунке. Излишки
топлива от топливного насоса поступают снова в бачок подогревателя. Схема
питания топливом подогревателя показана на рисунке.
РАБОТА ПОДОГРЕВАТЕЛЯ
Электрическая
схема управления подогревателем приведена на одноименном рисунке.
Для
регулирования температуры жидкости в системе используется датчик температуры,
установленный на теплообменнике.
Для
управления работой подогревателя используется электронный таймер.
На
лицевой панели таймера расположены:
--- органы
управления таймера - кнопки "сброс",
"подогрев", "таймер", "минуты", "часы", "индикация”;
--- индикатор
"нагрев форсунки"
- красная точка в правом нижнем углу цифрового табло.
Порядок
работы таймера:
--- таймер
предварительно устанавливается в исходное состояние нажатием кнопки "сброс";
--- на
цифровом табло таймера устанавливается с помощью кнопок "часы" и "минуты"
число, равное интервалу времени (до 23 часов 59 минут), через который таймер
должен включить подогреватель. Пуск таймера осуществляется нажатием кнопки
"таймер", то есть
момент нажатия этой кнопки является началом отсчета установленного интервала
времени;
--- после
пуска, таймер через установленный на табло интервал времени включит на (90+30)
с нагреватель форсунки (для подогрева форсунки), а затем выдаст сигнал на
включение подогревателя, время действия этого сигнала составляет (64+10) мин.
На этом таймер завершает свой цикл работы, прекращает отсчет времени, на цифровом
табло сохраняется значение интервала времени и значение отсчитанного времени.
В таймере предусмотрен режим немедленного включения подогревателя (немедленной
выдачи сигнала
на включение подогревателя), осуществляемый нажатием кнопки "подогрев"
- при этом таймер выдает сигнал на включение подогревателя независимо от того,
в каком режиме до этого находился. Выключение подогревателя в этом случае
осуществляется нажатием кнопки "сброс".
Работа
индикаторов:
--- "подогрев" - загорается в момент начала
работы подогревателя и гаснет при выключении подогревателя;
--- "нагрев форсунки" - загорается на
время разогрева форсунки;
--- "таймер" - начинает мигать при нажатии
на кнопку "таймер",
(то есть в момент пуска таймера): мигание индикатора означает, что таймер
ведет отсчет установленного на табло интервала времени. В момент выдачи таймером
сигнала на включение подогревателя индикатор перестает мигать - горит постоянно
в течение всего времени работы подогревателя. При несрабатывании одного из
индикаторов таймера нажать кнопку "сброс".
Определить причину отказа.
Работа
цифрового табло:
--- при
первичном подключении таймера к бортовой сети автомобиля цифровое табло включается
на время (10+5) с и гаснет;
--- табло
включается при нажатии на кнопку "индикация"
и автоматически выключается (гаснет) через (10+5) с после отпускания этой
кнопки;
--- кнопка
"индикация" одновременно осуществляет
также перевод цифрового табло в один из режимов работы: "отсчет" и "интервал" (на лицевой панели нанесена
соответствующая маркировка).
Режим
"отсчет" - кнопка "индикация" нажата, на табло высвечивается
время, прошедшее с момента пуска таймера.
Режим
"интервал" - кнопка "индикация" отпущена, на табло - установленный
интервал времени;
--- установка
интервала времени, через который таймер должен включить подогреватель, на
цифровом табло производится в следующей последовательности: нажимается кнопка
"сброс", с помощью
кнопок "часы" и "минуты" (при нажатии на них включается
табло, при опускании - выключается) устанавливается интервал времени.
Нажатием
кнопки "сброс" таймер
возвращается в исходное состояние из любого режима.
ВКЛЮЧЕНИЕ:
Открыть
топливный кран питания подогревателя.
Включение
подогревателя производится при помощи таймера (в заранее установленное время
или немедленно).
После
разогрева форсунки, в случае, если контакты датчика температуры замкнуты (то
есть, если температура жидкости ниже заданного предела), включаются электродвигатели
циркуляционного насоса и вентилятора и загорается контрольная лампа, встроенная
в выключатель. Примерно через 20 с автоматически включается высоковольтный
источник напряжения и топливный электромагнитный клапан.
Между
электродами появляется искра, топливо воспламеняе