СМАЗОЧНАЯ
СИСТЕМА ДВИГАТЕЛЯ
комбинированная с "мокрым" картером. Система включает масляный насос,
фильтр очистки масла, водомасляный теплообменник, картер масляный, маслоналивную
горловину, трубку и указатель уровня масла.
СХЕМА
СМАЗОЧНОЙ СИСТЕМЫ показана на рис. Из картера 13 масляный насос 1 подает масло
в фильтр очистки масла 3 и через водомасляный теплообменник 6 в главную магистраль,
и далее к потребителям. В смазочную систему также включены клапан системы 2, обеспечивающий
давление в главной масляной магистрали 400-550 кПа (4,0-5,5 кгс/см2)
при номинальной частоте вращения
коленчатого вала двигателя, перепускной клапан 4, отрегулированный на срабатывание
при перепаде давления на фильтре 150-220 кПа (1,5-2,2 кгс/см2)
и термоклапан 11 включения водомасляного теплообменника. При температуре масла
ниже 95°С,
клапан открыт и основной поток масла поступает в двигатель минуя теплообменник.
При температуре масла более 110°С, термоклапан
закрыт и весь поток масла проходит через теплообменник, где охлаждается водой.
Тем самым обеспечивается быстрый прогрев двигателя после запуска и поддержание
оптимального температурного режима в процессе эксплуатации. Конструктивно
термоклапан расположен в корпусе масляного фильтра.
МАСЛЯНЫЙ НАСОС
(см. рисунок) закреплен на нижней плоскости блока цилиндров. Ведущее зубчатое
колесо напрессовано на передний конец коленчатого вала и имеет 64 зуба, ведомое
52, то есть передаточное отношение 0,8125. Зазор в зацеплении приводных зубчатых
колес регулируется прокладками, устанавливаемыми между привалочными плоскостями
насоса и блока, который должен быть 0,15-0,35 мм, момент затяжки болтов крепления
масляного насоса к блоку должен быть 49-68,6 Н.м (5-7 кгс.м).
Масляный насос
шестеренчатый, односекционный.
Содержит корпус 2, крышку 1 и шестерни. В крышке расположен клапан смазочной
системы 12, с пружиной 11.
МАСЛЯНЫЙ
ФИЛЬТР
(см. рисунок) закреплен на правой стороне блока цилиндров, состоит из корпуса
1, двух колпаков 9 и 11, в которых установлены полнопоточный 8 и частично-поточный
4 фильтроэлементы.
Колпаки
на резьбе вворачиваются в корпус. Уплотнение колпаков в корпусе осуществляются кольцами 2 и 3.
В корпусе фильтра
также расположен перепускной клапан 15 и термоклапан включения водомасляного
теплообменника. Очистка масла в фильтре комбинированная. Через полнопоточный
фильтроэлемент 8 проходит основной поток масла перед поступлением к потребителям,
тонкость очистки масла от примесей при этом составляет 40 мкм. Через частично
- поточный фильтроэлемент 4 проходит 3-5 л/мин, где удаляются примеси размерами
более 5 мкм. Из частично-поточного элемента масло сливается в картер. При
такой схеме достигается высокая степень очистки масла от примесей.
ТЕРМОКЛАПАН включения водомасляного
теплообменника состоит из подпружиненного поршня 13 с термосиловым датчиком
6. При температуре ниже 93°С поршень 13
находится в верхнем положении и основная часть потока масла, минуя теплообменник,
поступает в двигатель. При достижении температуры масла (95+2)°С
омывающего термосиловой датчик 6, активная масса, находящаяся в баллоне, начинает
плавиться и, увеличиваясь в объеме, перемещает
шток датчика и поршень 13.
При температуре масла (110+2)°С поршень 13 разобщает полости в фильтре до и после теплообменника
и весь поток масла идет через теплообменник. При превышении температуры масла
выше 115°С срабатывает датчик температуры и на щитке приборов загорится
сигнальная лампочка.
ВОДОМАСЛЯНЫЙ
ТЕПЛООБМЕННИК
(рис. Фильтр масляный с теплообменником)
установлен на масляном фильтре, кожухотрубного типа, сборный. Внутри трубок
проходит охлаждающая жидкость из системы охлаждения двигателя, снаружи - масло.
Со стороны масла трубки имеют оребрение в виде охлаждающих пластин. Поток
масла в теплообменнике четыре раза пересекает трубки с водой, чем достигается
высокая эффективность охлаждения масла. На двигатели 740.11-240 и 740.14-300
устанавливаются разные теплообменники, которые отличаются длиной.
МАСЛЯНЫЙ КАРТЕР
штампованный, крепится к блоку цилиндров через резинопробковую
прокладку. Момент затяжки болтов крепления картера 14-17,8 Н.м (1,4-1,8 кгс.м).
СИСТЕМА
ВЕНТИЛЯЦИИ КАРТЕРА (см. рисунок) открытая, циклонного типа. Картерные
газы отводятся из штанговой полости второго цилиндра, через угольник 1, в
котором установлен завихритель 2. При работе двигателя картерные газы проходят
через завихритель 2, получают винтовое движение за счет действия центробежных
сил капли масла, содержащиеся в газах, отбрасываются к стенке трубы 4 и через
трубку 6 сливаются обратно в картер. Очищенные картерные газы выбрасываются
в атмосферу.