Система
охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией
охлаждающей жидкости.
Основными
элементами системы (рис. Схема системы
охлаждения) являются жидкостной насос 8, вентилятор 10, гидромуфта
привода вентилятора, термостаты 22, включатель 15 гидромуфты, радиатор, кожух
вентилятора, водяные трубы, жалюзи радиатора и расширительный бачок 20 с паровоздушной
пробкой 21.
Во
время работы двигателя циркуляция охлаждающей жидкости в системе создается
жидкостной насосом. Жидкость из насоса нагнетается в полость охлаждения левого
ряда цилиндров, и через трубу 12 в полость охлаждения правого ряда цилиндров.
Омывая наружные поверхности гильз цилиндров, охлаждающая жидкость через отверстия
в верхних привалочных плоскостях блока цилиндров поступает в полости охлаждения
головок цилиндров. Из головок цилиндров нагретая жидкость по трубам 4 и 6
поступает в коробку 16 термостатов, из которой в зависимости от температуры
направляется в радиатор или на вход насоса. Часть жидкости отводится от патрубка
13 в водомасляный теплообменник 11, в котором происходит передача тепла от
масла в охлаждающую жидкость. Из теплообменника жидкость направляется в водяную
рубашку блока цилиндров в зоне расположения четвертого цилиндра.
Номинальная
температура охлаждающей жидкости в системе при работе двигателя 75-98°С. Тепловой
режим двигателя регулируется автоматически термостатами и включателем гидромуфты
привода вентилятора, которые управляют направлением потока жидкости и работой
вентилятора в зависимости от температуры охлаждающей жидкости на входе в двигатель.
ЖИДКОСТНОЙ НАСОС (см. рисунок Жидкостной насос) центробежного
типа установлен на передней части блока цилиндров слева.
Вал
9 вращается в подшипниках 4 и 6 с односторонним резиновым уплотнителем. Для
дополнительной защиты от проникновения охлаждающей жидкости в подшипники установлена
резиновая манжета 7.
Сальник
13 препятствует вытеканию охлаждающей жидкости из полости насоса. Сальник
запрессован в корпус 15 насоса, а его графитовое кольцо постоянно прижато
пружиной к упорному стальному кольцу 12. Между упорным кольцом и крыльчаткой
14 установлено уплотнительное резиновое кольцо 8 в тонкостенной латунной обойме.
Высокое качество изготовления торцов графитового и упорного кольца обеспечивает
надежное контактное уплотнение полости насоса.
При
эксплуатации периодически (при сезонном обслуживании) следует пополнять смазку
Литол-24 с помощью пресс-масленки 5 до появления ее из контрольного отверстия.
Для
проверки исправности торцового уплотнения в корпусе насоса имеется дренажное
отверстие. Заметная течь жидкости через это отверстие свидетельствует о неисправности
уплотнения насоса. Закупорка отверстия не допускается, так как проводит к
выходу из строя подшипников.
ВЕНТИЛЯТОР осевого типа, металлический,
пятилопастный, диаметром 660 мм крепится четырьмя болтами к ступице 15 ведомого
вала гидромуфты (рис. Гидромуфта
привода вентилятора). С вентилятором двигателя мод. 740.10 не взаимозаменяем.
КОЖУХ ВЕНТИЛЯТОРА способствует увеличению
потока воздуха, нагнетаемого вентилятором через радиатор.
Кожух
изготовлен штамповкой из тонколистового металла.
РАДИАТОР четырехрядный, для повышения
теплоотдачи охлаждающие ленты выполнены с жалюзийными просечками, крепится
боковыми кронштейнами через резиновые подушки к лонжеронам рамы, а нижней
тягой к первой поперечине рамы.
ЖАЛЮЗИ
РАДИАТОРА установлены перед радиатором. Управление жалюзи осуществляется
ручкой тяги привода, расположенной на панели приборов. При полностью утопленной
ручке жалюзи открыты, при полностью вытянутой - закрыты.
Жалюзи
способствуют ускорению прогрева двигателя при пуске и поддержанию теплового
режима двигателя при низких температурах окружающего воздуха.
РАСШИРИТЕЛЬНЫЙ БАЧОК 20 (рис. Схема системы охлаждения) установлен
на двигателе с правой стороны по ходу автомобиля и соединен перепускной трубой
19 с входом водяного насоса, паровоздушной трубкой 1 с верхним бачком радиатора
и трубкой 2 отвода жидкости из компрессора. Расширительный бачок служит для
компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее расширении от нагревания,
а также позволяет контролировать степень заполнения системы охлаждения и способствует
удалению из нее воздуха и пара. Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного
сополимера пропилена. На горловину бочка навинчивается паровоздушная пробка
21 с клапанами впускным (воздушным) и выпускным (паровым). Выпускной клапан,
нагруженный пружиной, поддерживает в системе охлаждения избыточное давление
до 65 кПа (0,65 кгс/см2), впускной клапан, нагруженный более слабой
пружиной, препятствует созданию в системе вакуума при остывании двигателя.
Впускной
клапан открывается и сообщает систему охлаждения с окружающей средой при вакууме
1-13 кПа (0,01-0,13 кгс/см2).
Эксплуатация
автомобиля без пробки расширительного бачка, а также с негодными резиновыми
прокладками пробки не допускается.
Охлаждающая
жидкость заливается в двигатель через горловину бачка. Уровень жидкости в
системе охлаждения должен быть между отметками "MIN" и "MAX",
на боковой поверхности бачка.
ГИДРОМУФТА
ПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА
(см. рисунок) передает крутящий момент от коленчатого вала к вентилятору и
гасит инерционные нагрузки, возникающие при резком изменении частоты вращения
коленчатого вала. Гидромуфта расположена соосно с коленчатым валом.
Передняя
крышка 1 блока и корпус 2 подшипника соединены винтами и образуют полость,
в которой установлена гидромуфта.
Ведущий
вал 6 в сборе с кожухом 3, ведущее колесо 10, вал 12 и шкив 11, соединенные
болтами, составляют ведущую часть гидромуфты, которая вращается в шариковых
подшипниках 8 и 19. Ведущая часть гидромуфты приводится во вращение от коленчатого
вала через шлицевой вал 7. Ведомое колесо 9 в сборе с валом 16, на котором
закреплена ступица 15 вентилятора, составляют ведомую часть гидромуфты, вращающуюся
в шариковых подшипниках 4 и 13. Гидромуфта уплотнена резиновыми манжетами
17 и 20.
На
внутренних тороидальных поверхностях ведущего и ведомого колес отлиты радиальные
лопатки. На ведущем колесе их 33, на ведомом 32. Межлопаточное пространство
колес образует рабочую полость гидромуфты.
Крутящий
момент с ведущего колеса 10 гидромуфты на ведомое 9 передается при заполнении
рабочей полости маслом. Частота вращения ведомой части зависит от количества
масла, поступающего в гидромуфту.
ВКЛЮЧАТЕЛЬ
ГИДРОМУФТЫ
(см. рис. Включатель гидромуфты)
управляет работой гидромуфты привода вентилятора. Через него масло поступает
в гидромуфту. Включатель установлен в передней части двигателя на патрубке,
подводящем охлаждающую жидкость к правому ряду цилиндров.
Включатель
имеет три фиксированных положения и обеспечивает работу вентилятора в одном
из режимов:
- автоматический
- рычаг включателя установлен в положение "А" (см. рисунок). При повышении
температуры охлаждающей жидкости, омывающей термосиловой датчик 7 (рис. Включатель гидромуфты), начинается
плавление активной массы, находящейся в его баллоне, которая увеличиваясь в
объеме, перемещает поршень датчика и шарик 9.
При
температуре жидкости 86-90°С
шарик 9 открывает масляный канал в корпусе включателя. Масло из главной магистрали
двигателя по каналам в корпусе включателя, блоке и его передней крышке, трубке
5 (рис. Гидромуфта привода вентилятора)
и каналам в ведущем валу поступает в рабочую полость гидромуфты. При этом
крутящий момент от коленчатого вала передается крыльчатке вентилятора. При
температуре охлаждающей жидкости ниже 86°С шарик
под действием возвратной пружины перекрывает масляный канал в корпусе, и подача
масла в гидромуфту прекращается. При этом находящееся в гидромуфте масло через
отверстие в кожухе 3 сливается в картер двигателя и вентилятор отключается;
-
вентилятор отключен - рычаг выключателя установлен в положение "О"
(рис. Положение включателя гидромуфты
привода вентилятора); масло в гидромуфту не подается, при этом крыльчатка
может вращаться с небольшой частотой под действием сил трения, возникающих
при вращении подшипников и манжеты гидромуфты;
-
вентилятор включен постоянно - рычаг включателя установлен в положение "П";
в этом случае масло в гидромуфту подается постоянно независимо от температуры
охлаждающей жидкости, лопасти вентилятора вращаются постоянно с частотой,
приблизительно равной частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Основной
режим работы гидромуфты автоматический.
При
отказе включателя гидромуфты в автоматическом режиме (характеризуется перегревом
двигателя) необходимо включить гидромуфту в постоянный режим (установить рычаг
включателя в положение "П") и при первой возможности устранить неисправность
включателя.
ТЕРМОСТАТЫ (см. рисунок) с твердым
наполнителем и прямым ходом клапана предназначены для автоматической регулировки
теплового режима двигателя, размещены в коробке 16 (рис. Схема системы охлаждения), закрепленной
на переднем торце правого ряда блока цилиндров.
На
холодном двигателе вход жидкости в радиатор перекрыт клапаном 5, а вход в
перепускную трубу к жидкостному насосу открыт клапаном 1. Охлаждающая жидкость
циркулирует, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя.
При
достижении температуры охлаждающей жидкости 80°С активная
масса (церезин) 10, заключенная в баллоне 9, плавится, увеличиваясь в объеме,
и выдавливает шток 8. При этом баллон 9 перемещается вправо, открывая клапан
5, а клапан 1 закрывает вход жидкости в перепускную трубу к водяному насосу.
Охлаждающая жидкость начинает циркулировать через радиатор. В диапазоне температур
80-93°С
клапаны 1 и 5 открыты частично, охлаждающая жидкость проходит через радиатор
и перепускную трубу на вход к насосу. При температуре 93°С клапан 5 открывается полностью,
а клапан 1 закрывается, при этом вся жидкость циркулирует только через радиатор.
При
снижении температуры охлаждающей жидкости до 80°С и ниже объем церезина уменьшается
и клапан 1 и 5 под действием пружин 4 и 2 термостата занимают первоначальное
положение.
Контроль
за температурой охлаждающей жидкости в системе осуществляется по указателю на панели приборов.
При
возрастании температуры в системе охлаждения до 98-104°С в указателе загорается
сигнализатор аварийного перегрева охлаждающей жидкости.
ОБСЛУЖИВАНИЕ
СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ
Заправка
двигателя охлаждающей жидкостью производится через заливную горловину расширительного
бачка.
Перед
заполнением системы охлаждения надо предварительно открыть кран системы отопления.
Проверка
уровня жидкости производится визуально на холодном двигателе. Нормальный уровень
должен находится между отметками "MIN" и "MAX" на боковой
поверхности бочка.
Для
слива охлаждающей жидкости следует открыть сливные краны нижнего колена водяного
трубопровода, теплообменника и насосного агрегата предпускового подогревателя,
подводящей трубы отопителя кабины и отвернуть паровоздушную пробку расширительного
бачка.
РЕГУЛИРОВКУ
натяжения ремней привода генератора и водяного насоса выполнить следующим
образом:
ослабить
гайки крепления передней и задней лап генератора,
болт 2 (см. рисунок) крепления планки и болт 1;
переместив
генератор, натянуть ремни;
затянуть
болт 1, болт 2 крепления планки, гайки крепления передней и задней лап генератора.
После
регулировки должно быть проверено натяжение: правильно натянутый ремень при
нажатии на середину наибольшей ветви с усилием 40 Н (4 кгс) должен иметь прогиб
15-22 мм.